Многие родители рано или поздно сталкиваются с таким явлением, как страх ребенка перед школой. При этом дети ведут себя по-разному.
Что же делать в этой ситуации? Как в ней разобраться? Где и в чем искать выход?
Общие рекомендации к методикам:
Социотерапия
Это полезный перевес отношений в микросоциальной среде ребенка, его семье. Ребенку важно быть твердо убежденным, что родители на его стороне, что они проявят и терпение и понимание и всегда останутся на его стороне.
При этом очень важно поддерживать контакт с учителем и прислушиваться к рекомендациям. А также вовремя сходить на консультацию к детскому психологу. Лучше, если психолог работает непосредственно в школе и у него есть возможность наблюдать ребенка и динамику его адаптации. Такой родительско-психолого-педагогический тандем в свое время обязательно пойдет на пользу ребенку. Так как только взрослые могут создать по-настоящему экологичную социальную нишу для ребенка.
Сказкотерапия
Самый простой и незатратный вариант — смотреть вместе с ребенком видеоролики со старыми добрыми и прекрасными новыми сказками. Еще лучше — взять хорошо иллюстрированные детские книги, по которым созданы мультфильмы.
Игровая терапия
От теории переходим к практике, то есть к игре. У детей-дошкольников и младших школьников активно работает пралогическое, допонятийное мышление, антропологи и культурологи еще называют его магическим. На его фоне постепенно формируется логическое, характерное для взрослого человека, мышление, но именно магическое помогает маленькому человеку поверить в чудо.
Можно подарить ребенку небольшую вещицу — талисман, который станет для ребенка резервуаром его силы и смелости.
Телесно ориентированная терапия
Это тоже игровая терапия. Её цель — возобновить и увеличить ресурс чувства безопасности и защищенности, источником которого для детей являются их родители. Нарушение этого чувства у детей возникает в узловые периоды развития и в ситуациях интенсивных стрессов.
А это не капризы, а психологическая защита — регресс вплоть до пуэрилизма — полной имитации поведения младенца. Смысл такой защиты — возвращение ребенка в безопасный и благодатный период раннего детства и даже внутриутробный период покоя и неторопливого размеренного развития.
Поэтому большинство игр имитируют возвращение ребенка в счастливый и беззаботный период раннего детства, когда он пользовался надежной поддержкой папы и мамы. Другая часть — совершение подвигов преодоления страхов с надежной страховкой родителей. И еще — игры на отреагирование накопленного внутреннего напряжения и агрессии. У всех людей и всех детей происходит это накопление. Отреагирование в обычных штатных ситуациях сдерживается социальными запретами и приводит к невротическим и психосоматическим сбоям — тики, грызение ногтей и вырывание волос, боли в животе, навязчивые вздохи, частые респираторные заболевания, недержание кала и мочи и множество других нарушений.
Еще несколько советов:
Составьте заранее распорядок дня для ребенка. Пусть начнет его выполнять. Сам одевается, сам собиреется…Это даст ребенку уверенности и опыта.
Прогуляйтесь мимо школы, где он будет учиться. Пусть он будет знать территорию.
Узнайте кто из его друзей пойдет в эту школу. Дружба успокаивает, помогает,..