Больше 32 тысяч изобретений и научных проектов представили за учебный год столичные школьники. Все они учатся в профильных и предпрофессиональных классах. Их наставниками выступают в том числе научные сотрудники ведущих университетов страны. Размах интересов школьников широк — от астрономии и кибернетики до филологии и экономики.
Робот-библиотекарь — не инновационная идея опытного инженера и даже не готовый стартап. Это разработка столичного школьника, и ее уже заметили. Иван создал устройство буквально на коленках за несколько дней.
Прототип робота-библиотекаря пока непрезентабельный — его еще нужно довести до ума. Но некоторым интеллектом робот уже обладает. Он готов подобрать для вас книгу, а для этого проведет практически интервью. Если предложения умной машины не понравятся, всегда можно переспросить.
Интеллектуала создали за школьной партой, а распечатали на 3D-принтере. Теперь машину нужно очеловечить. Робот обретет анимационные лицо и голос. Все остальное — задачи исключительно вычислительных систем. Так, по мнению создателя, библиотека будет работать четче.
Иван Слёзкин: «Бывают всякие моменты: книжка потерялась, кто-то ее не вернул, забыли, кому отдали. Система же все четко отмечает в базе данных: кто и когда взял, когда должен вернуть».
Разработку отметили на городской научно-практической конференции «Инженеры будущего». Предлагать свои идеи можно по самым разным направлениям, например в области биохимии, генетики, фармацевтики. Работы показывают на конференции «Старт в медицину». Это смелые и порой совсем не детские предложения. Одно из таких — умная стелька. В нее заложена специальная схема: как только человек неправильно распределит нагрузку во время ходьбы, она подаст сигнал. Система анализирует каждый шаг, а в конце дня выводит аналитику в специальную таблицу. Стелька вышла сложносочиненная, а идея ее создания родилась из простого желания помочь.
Анна Дудкина, ученица школы №2065: «У меня была проблема с менисками. Мне, как человеку, у которого постоянно болели ноги, хотелось как-то помочь людям с такой же болезнью, с такими же проблемами».
Разобраться Анне пришлось в электронике и биомеханике ходьбы человека. Теперь школьница с этими микроконтроллерами всегда на ты. Стельку нужно доработать, все микросхемы спрятать — и можно отправлять в производство. Правда, подойдет она только для кроссовок. Обувь с каблуками пока под вопросом.
Анна Дудкин, ученица школы №2065: «При ношении каблуков нагрузка совершенно по-другому распределяется. Эта схема уже не подходит».
Другие же школьники озадачены стратегически важными регионами для нашей страны. Лев изучает Арктику и ее возможности. Школьник создал композиты для строительства.
Лев Леженин, ученик школы №1434: «Композит, созданный из воды и обыкновенной бумаги, по прочности в условиях Крайнего Севера сопоставим с бетоном».
Везти строительные материалы в Арктику долго и дорого. Композиты подойдут для временных конструкций и тогда, когда начать стройку нужно прямо сейчас.
Лев Леженин: «Это склад, навес, банальное ограждение. Это конструкция, которую нужно строить срочно, здесь и сейчас. Большую часть года, девять холодных месяцев, когда температура минусовая, материал будет действительно прочным».
Проекты, конечно, еще требуют доработки, но сил на это хватит. Уже сейчас мысли и мечты столичных школьников устремлены в будущее.
Лев Леженин: «Я мечтаю о том, чтобы благодаря моему композиту освоение Арктики стало значительно более дешевым и быстрым».
Иван Слёзкин: «Если можно будет, например, автоматизировать даже небольшую школьную библиотеку, это уже будет достаточно серьезный прорыв».