Транспорт не для всех: в Тюмени в упор не видят своих самых уязвимых пассажиров

Мамы с колясками жалуются на недоступность общественного транспорта в Тюмени

На бумаге Тюмень движется в сторону «умного города», но в реальности — часть горожан остаётся буквально за бортом автобуса. Мамы с колясками, люди с травмами, пассажиры с чемоданами и инвалиды — они либо не могут воспользоваться общественным транспортом, либо вынуждены платить втрое дороже за такси.

Когда коляска — это приговор

Мария К., тюменская мама, живущая в районе Лесобазы уже полгода даже не пытается попасть в общественный транспорт с коляской. Она просто знает: смысла нет.

«У нас ходит 41 маршрутка, туда с коляской пройти вообще никак. А без коляски с ребенком на руках ходить невозможно. И что делать? Вот у нас все говорят, что демографию надо поднимать, а жить потом как с детьми, когда даже элементарных условий нет», — рассказала «Нашему городу» тюменка.

И это только транспорт. Тюменская мама отмечает, чтобы добраться до остановки, тоже нужен подвиг: бордюры не срезаны, тротуары узкие, а пандусы — если и есть, то чаще всего слишком крутые.

К тому же этот случай не единичный. Иногда даже в большие тюменские автобусы не пускают инвалидов или мамочек с колясками. В общественном транспорте, в лучшем случае, предусмотрено 1-3 места для человека с коляской.

Невидимая категория пассажиров

Сегодня в Тюменской области проживают, по официальной статистике, около 95 тысяч человек с ограниченными возможностями здоровья. Плюс — пенсионеры, временно травмированные граждане, родители с младенцами, люди с тяжёлым багажом. Все они — потенциальные пассажиры, которым нужен особый подход.

При этом, как указывают в правительстве Тюменской области, автобусов с низким полом, позволяющим попасть салон людям с колясками, всего 34% от общего количества.

К тому же, как отмечает тюменский урбанист Никита Мельников, люди с ограниченными возможностями и мамы с колясками часто остаются вне транспортной системы.

«Причин несколько, это неадаптированные остановки, на которых пандусов, навесов, информации на шрифте Брайля. Недостаток обучения у водителей, так как многие не знают, как помочь человеку с инвалидностью. Даже когда всё нужно в автобусе есть, водитель может не выйти, не подать аппарель, не помочь. Такого быть не должно», — говорит Мельников.

При этом Тюмень по числу автомобилей на душу населения входит в топ-10 российских городов. По сути, город сам подталкивает к тому, чтобы каждый ездил на машине, а не полагался на общественный транспорт. Но что делать тем, кто не может себе позволить ни машину, ни многократные поездки на такси?

Такси — дорого, соцтакси — не всегда работает

В этой ситуации такси становится единственной альтернативой. Но далеко не все могут позволить себе каждый день платить по 300–400 рублей за поездку. При этом существует социальное такси, но, как указывает региональный центр сопровождения и комплексной реабилитации инвалидов, автопарк службы укомплектован 12 автомобилями, из них: 7 автомобилей оборудованы специальными подъемными устройствами для перевозки маломобильных категорий граждан, 1 автомобиль для перевозки лежачих больных и 4 легковых автомобиля.

К тому же на бесплатный проезд на социальном такси в Тюменской области имеют право следующие категории граждан:

  • Лица с инвалидностью I и II групп, а также дети-инвалиды, если в их индивидуальной программе реабилитации (ИПРА) указана вторая или третья степень ограничения способности к передвижению или самообслуживанию.
  • Инвалиды I и II групп и дети-инвалиды, если у них установлена II или III степень ограничения способности контролировать собственное поведение.
  • Инвалиды и дети-инвалиды с нарушениями зрения.
  • Граждане, которым затруднено самостоятельное передвижение, при наличии медицинского заключения, подтверждающего это.
Услуга доступна только жителям Тюмени и Тюменской области, имеющим постоянную регистрацию и фактически проживающим по месту регистрации. Как отмечает социолог Наталья Девлешова, социальное такси — это система, которая должна развиваться. По ее мнению, на город, который почти стал миллионником, 12 машин, выделенных на всю область — недостаточно.

«К тому же социальное такси не работает для родителей с детьми, у которых нет инвалидности. В итоге часть населения вовсе оказывается ограничена в передвижении и не имеет доступа к общественному транспорту», — говорит специалист.

В итоге поездка на приём, в поликлинику или за справкой дл значительной части тюменцев превращается в дорогостоящую и нервную процедуру. А ведь по законодательству именно органы власти обязаны создавать условия для равного доступа к социальной инфраструктуре.

Недоступность — это дорого

Невозможность пользоваться транспортом — это не только социальная изоляция. Это и экономическая потеря: люди не могут добраться до работы, вовремя попасть на приём к врачу, оформить документы. Город теряет налогоплательщиков, усиливает социальную зависимость и снижает качество жизни, об этом говорит экономист Леонид Вараксин.

«Когда транспортная система работает не для всех, она становится убыточной. Люди перестают ей доверять, пересаживаются на личные автомобили или такси. А потом город жалуется на пробки и нехватку средств. Инвестировать в доступность — это экономически выгодно», — считает эксперт.

Что нужно сделать прямо сейчас?

По мнению экспертов, решение проблемы не требует гигантских вложений. Среди необходимых мер:

  • Проведение обучающих курсов для водителей по взаимодействию с маломобильными пассажирами
  • Единые стандарты на маршрутах: только низкопольный транспорт, чёткий график
  • Обустройство остановок по нормативам доступности
  • Проведение регулярного аудита доступности остановок и транспорта с участием общественных организаций
  • Расширение системы соцтакси, необходимо сделать её более гибкой и открытой для всех категорий уязвимых пассажиров

Специалисты говорят о том, что каждый случай, когда человек не может воспользоваться общественным или социальным транспортом, нужно воспринимать не как частный случай, а как индикатор качества всей городской среды.

Наш город

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вернуться наверх
ru_RURussian